Практическая часть
Технология формирования интегрально-креативного стиля мышления представляет собой ряд последовательных, постепенно усложняющихся заданий, предусматривающих и формирование стиля мышления, и выработку собственной, конструктивной модели жизнедеятельности. Она состоит из взаимосвязанных блоков, каждый из которых — целенаправленная наработка качества, необходимого для различных видов деятельности.
Органической частью данной технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности. В результате происходит гармонизация мышления, высвобождаются духовный и интеллектуальный потенциалы, заблокированные вследствие каких-либо обстоятельств жизнедеятельности; в связи с этим у человека появляется уверенность в себе и своих силах, повышается самооценка и меняется мировоззрение.
С изменением мировоззрения начинается новый виток конструктивного развития и роста личности. Так как технология формирования ИКСМ вырабатывает познавательно-исследовательские способности и способствует их преобразованию в конструктивные возможности человека, оптимизации всего процесса жизнедеятельности.
Технология полезна для всех, кто интересуется вопросами развития мышления и повышения интеллектуальных способностей.
Технология формирования ИКСМ разработана как последовательная взаимосвязанная система действий, направленных на активизацию и развитие творческого потенциала личности, что и является основой становления личности.
Формирующие методики и упражнения структурированы в девять комплексно-целевых взаимосвязанных блоков, направленных на: формирование системы ценностей и самосовершенствование личности; овладение инструментарием технологии; гармоничное развитие каналов восприятия и интуиции; развитие вербальных способностей, увеличения словарного запаса; развитие ораторского мастерства; активизацию и развитие логических способностей; активизацию функций памяти; развитие креативности, синхронизирующей полушария мозга; моделирование образа личности, работу с «Тетрадью самосовершенствования».
Исходя из синергетического принципа, как наиболее соответствующего формированию ИКСМ в процессе становления личности, осуществимы отнюдь не любые сценарии развития системы, а лишь сценарии, ограниченные определенным диапазоном, в нашем случае: индивидуальным развитием личности. Отсюда важность диагностики и мониторинга.
В связи с этим разработан диагностический инструментарий сформированности ИКСМ, используемый на всех этапах технологии: эйдос-тест с таблицей определения уровней ИКСМ; «Тетрадь самосовершенствования». Благодаря соблюдению внутреннего плана процесс формирования ИКСМ является осмысленным, упорядоченным и, в конечном счете, эффективным.
По своей сути технологический процесс формирования ИКСМ альтернативно-вариативен и многообразен, как и процесс становления; результаты индивидуальны и не являются однонаправленными, ведущими к одному и тому же состоянию. Эффект формирования ИКСМ не ограничивается конкретным периодом обучения; пластичность, способность к самоизменению, саморазвитию, самореализации сохраняются на протяжении этапа становления личности и жизнедеятельности вообще.
Это: коэволюционная творческая деятельность личности; принятие каждого человека таким, каков он есть, а не таким, каким он может стать; признание и развитие собственного таланта, имеющегося у каждого; настойчивость, самостоятельность и активность в творении себя как личность; понимание, что общество — это единый организм, в котором все взаимосвязаны друг с другом: если кому-то некомфортно в обществе — нормально функционировать оно не сможет; овладение спецификой технологии (вначале ты работаешь на технологию, затем технология работает на тебя!); использование принципа, обратной связи.