Технология формирования ИКСМ с присущими ей закономерностями, принципами, этапами, формами, методами, средствами. Если концепция — это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, то технология конкретна и ситуативна.
Технология формирования ИКСМ — это практическая (деятельностная) часть педагогической концепции, представляющая собой целенаправленный процесс формирования мышления с помощью сознательно организованных педагогических воздействий в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом.
Концепция была бы неполной, если бы не был представлен конкретный способ деятельности от постановки цели до результата, каким является целенаправленный процесс формирования ИКСМ.
«Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию — все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности. Как основа здорового бытия деятельность является важнейшим источником обогащения школьников (обучающихся. — Т. Д.) опытом социальных отношений и общественного поведения» [Т.В.Панфилова].
Формирование ИКСМ подразумевает процесс изменения стиля мышления, а вместе с ним и личности в ходе ее измененного взаимодействия с реальной действительностью. Формирование обычно трактуется как появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности.
«Формирование способностей — возникновение психических свойств, которые являются условиями овладения и выполнения какого-либо вида деятельности» [БПЭ]. В общем контексте концепции технология формирования ИКСМ направлена на трансформацию безличной, неоформленной силы, таящейся в человеке, которая проявится в виде новой ценности (ценностей).
Рекомендации по освоению комплексно-целевых блоков формирования ИКСМ
Для формирования ИКСМ подобраны и разработаны упражнения и методики, структурированные в девять комплексно-целевых взаимосвязанных блоков, разработан специальный диагностический инструментарий.
Правила, выполнение которых желательно для всех девяти блоков:
- Проводить тренировки в альфа-состоянии (состоянии незначительного расслабления и полноценного спокойствия).
- Убрать ступор «не» («не могу», «не получится», «не хочу»).
- Поверить в себя и свои силы («все могу», «все получится»).
- Войти в состояние удовольствия познания (смоделировать соответствующий образ).
При подготовке к занятиям по формированию ИКСМ надо:
- настроить себя на позитивное восприятие новой информации;
- внимательно проанализировать тему предыдущего занятия, собственный опыт;
- ознакомиться с теорией, делая при этом выписки, которые могут понадобиться в процессе практических занятий;
- постараться отработать все рекомендованные упражнения;
- записать возникшие во время самостоятельной работы вопросы, чтобы затем на занятиях получить на них ответы.
В процессе практических занятий по формированию ИКСМ в группе надо:
- внимательно слушать рекомендации преподавателя;
- быть внимательным и позитивно настроенным на выполнение упражнений другими студентами, стараться соотнести, сопоставить их удачи и неудачи со своими, улучшить или исправить их;
- активно участвовать во всех тренингах, не бояться ошибок — без них не бывает движения вперед;
- после занятия кратко сформулировать для себя наиболее яркие свои победы и моменты неудач, которые должны быть рассмотрены;
- всегда помнить свои удачи.